Информатизация

Считаем необходимым сосредоточить внимание на анализе структуры органов государственной власти..

Далее

Второй пошел!

В Краснодаре пират Сергей Бурцев, известный журналист, блоггер и общественный деятель, штурмует..

Далее

Авторское право

Несоблюдение хотя бы одного из приведенных условий исключает охрану объекта смежных прав с помощью..

Далее

Патентоспособность

Клиенты, которые теперь хорошо осведомлены о возможности получить патенты для бизнес-методов в США..

Далее

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ПОЛИТИКЕ США

19-08-2017

В современном мире США выступают главным идеологом и воплотителем глобализационного процесса. Это естественным образом привело к принятию ими на себя роли инициатора унификации законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности, призванного защищать права американского производителя, прежде всего в сфере высоких технологий. Поэтому важно рассмотреть механизм влияния страны "глобализаторов" на национальном уровне охраны указанных прав в других странах. Ниже мы сосредоточимся на способах осуществления такого влияния и на его последствиях для государств с недостаточным уровнем охраны прав интеллектуальной собственности.

США инициатор глобализации в сфере охраны прав интеллектуальной собственности

В своем докладе о состоянии прав интеллектуальной собственности в США и в мире от 12 февраля 2002 г. сенатор Дж.Байден отмечал:

"Мы можем оказать давление на страны, которые воздерживаются от прекращения пиратства, мы можем способствовать установлению законодательства об интеллектуальной собственности и обеспечению его выполнения путем предоставления целенаправленной международной помощи ...; мы можем влиять на другие страны с целью пресечения неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности. Украденные миллиарды долларов, потерянные сотни тысяч рабочих мест. Прекращение этой практики стоит таких усилий "[1].

Международный Альянс интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance) оценивает интеллектуальную собственность как прибыльный сектор американской экономики (почти 5% ВНП) [2]. Рынок интеллектуальной собственности США создает рабочие места для 4,3 млн. американцев, что составляет 3,24% рабочих мест в стране. Действительно, пиратство на рынке интеллектуальной собственности сказывается на экономике США потерей сотен тысяч рабочих мест и снижением доходов от налогов в бюджет.

Прежде всего, США мировой экономический лидер расценивают недостаточный уровень охраны прав интеллектуальной собственности как препятствие для развития экономических отношений. Конечно, низкий уровень охраны интеллектуальной собственности сдерживает развитие инновационной деятельности в странах. Закономерным следствием ненадлежащего охраны прав интеллектуальной собственности в стране является также отток специалистов (Украина, например, теряет программистов, инженеров в области компьютерных технологий, одной из причин чего является неспособность государства защитить продукты их деятельности).

Глобализация экономики и развитие высоких технологий во многих странах привели к росту мирового уровня пиратства. В результате глобализации за последние 20 лет вырос спрос на интернациональные продукты интеллектуальной собственности, в условиях существования высоких технологий передаются сегодня в виде цифровых данных, что упрощает порядок их воспроизведения (CD в музыкальной индустрии, CDROM в комп7ютерний, DVD в мире развлечений). На более ранней стадии технологического развития для пиратской продукции характерным был низкий уровень качества, в связи с чем потребитель отдавал предпочтение более качественному товару. Сегодня

же, например, качество нелегального экземпляра CD не уступает оригиналу. Таким образом, усовершенствованная технология воспроизведения стала предпосылкой распространения пиратства. Проиллюстрируем это статистическими данными: в 2001 г. производство контрафактных экземпляров DVD выросло на 9%, а мощность производства в Азии на 35% [3]. Достижения в сфере высоких технологий позволяют "пиратам" производить такое упаковки, что может ввести в заблуждение даже опытного потребителя. Совершенное компьютерное обеспечение и техника печати делает возможным воспроизведение торговых марок.

Данные Альянса компьютерных программ свидетельствуют, что пиратство компьютерных программ в 1998 г. имело для экономики США как следствие потерю 109 000 рабочих мест и 1,6 млрд. дол. налоговых платежей. Ассоциация интерактивных цифровых компьютерных программ (Interactive Digital Software Association) оценивает потери для индустрии компьютерных развлечений в 3 млрд. дол. в 2000 г., деньги, которых бы хватило для разработки 1600 новых игр [4]. Музыкальная индустрия оценивает мировое влияние пиратства в 4,2 млрд. дол. в 2000 г. По данным Ассоциации кинопроизводителей Америки (Motion Picture Association of America), 1 млн. фильмов распространяются через сеть Интернет ежедневно [5]. Никого уже не удивляют масштабы пиратства: контрафактные экземпляры фильма "Гарри Поттер и волшебный камень" появились в продаже в Китае еще до премьерного показа фильма. В январе 2002 г. газета "НьюЙорк Таймс" сообщила, что нелегальные экземпляры фильма "Властелин колец", который в то время только вышел на экраны кинотеатров в США, предлагались к продаже на улицах Джелалабада (Афганистан) [6]. А программа Windows XP активно распространялась в Москве за два месяца до ее презентации компанией Майкрософт [7]. Не удивит украинского читателя и тот факт, что видеоигры, цена которой в США составляет 50 дол., В городах Китая можно приобрести за 75 центов [8].

Отстаивая свои интересы, США стимулируют другие страны устранять торговые барьеры, которые непосредственно влияют на экспорт американских товаров и услуг и на прямое инвестирование граждан и компаний США в них. Ежегодно Торговый представитель США (ТП) готовит отчет о торговых барьерах в странах мира, который представляется в комитет по финансам Сената США и соответствующих комитетов Палаты представителей Конгресса США. Соответствии с положениями раздела 301 Тарифного законодательства США 1974 г., правительство США уполномоченный путем переговоров добиваться от других стран устранения неблагоприятной торговой практики. ТП проверяет, есть основания полагать, что правительство иностранного государства отказывает американской стороне в реализации предоставленных торговыми соглашениями прав и или принимает меры, которые противоречат интересам США и требованиям международных договоров.

Направления деятельности ТП определяют Конгресс и Администрация (правительство) США. При вынесении ежегодного заключения о ситуации, которая сложилась в мире в сфере охраны интеллектуальной собственности, ТП сотрудничает с Федеральным бюро расследований, Министерством юстиции и Таможней для обеспечения внедрения достойного уровня охраны прав интеллектуальной собственности [9].

Отстаивая права американских владельцев, США осуществляют и контроль за соблюдением другими странами прав!

интеллектуальной собственности и применяют влияние по ним

Двусторонние меры воздействия

Наибольшее внимание ТП обращает на страны с высоким уровнем пиратства и на правительства, отношение которых к такого негативного явления является толерантным. Эффективным мероприятием, направленным на борьбу с нарушениями, является ежегодное составление так называемого Списка «Специальные 301», согласно которому Офис Торгового представителя США определяет страны, которые не обеспечивают адекватную и эффективную охрану прав интеллектуальной собственности или отказываются от предоставления справедливого и равноправного доступа на рынок американских товаров, связанных с использованием прав интеллектуальной собственности. Решение о внесении определенной страны в такой список принимает Всемирный союз интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance IIPA), после чего передает этот список в Офис Торгового представителя. Внесение краинпорушникив до указанного Списка цель информирования потенциальных инвесторов о неблагоприятной ситуации в сфере интеллектуальной собственности. По наиболее серьезных нарушителей США применяют санкции.

Другим двусторонним мероприятием является установление преференциального режима, такого как Всеобщая система преференций (Generalized System of Preferences), Инициатива Карибского бассейна (Caribbean Basin Initiative), Андский Акт о торговых преференций (Andean Trade Preferences Act). Такие программы обеспечивают бестарифной импорт групп товаров в определенных стран при условии соблюдения определенных требований, включая адекватную и эффективную охрану прав интеллектуальной собственности. ТП также оказывает техническую помощь странам с низким уровнем охраны интеллектуальной собственности для внедрения действенного законодательства об интеллектуальной собственности.

Двусторонними мерами воздействия США является составление Списка "Специальные 301" и установления преференциальных режимов

Китай

Применение санкций США в краинипорушника (например, торговых санкций на экспорт и импорт продукции) является одним из способов воздействия американского правительства. По Китаю США угрожали применением санкций за нарушение прав интеллектуальной собственности (в частности, нарушение прав производителей компакт, видео и аудиовизуальной продукции). В случае с Китаем санкции не касались сектора экономики, в котором непосредственно осуществлялось нарушения прав интеллектуальной собственности, карательный тариф сказался на показателях экспорта продукции легкой промышленности и электроники. В 1992 и 1995 США и Китай заключили межгосударственные договоры, которые позволили Китаю стать членом ВТО в декабре 2001 г. Одновременно страна взяла на себя обязательство строго выполнять требования Соглашения ТРИПС. Направляясь в ВТО, Китай значительно усовершенствовал законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Изменились, закон о патентах (2000 г.), законы о товарных знаках и авторском праве (2001); были приняты судебные разъяснения и административные положения, которые способствовали согласованию законодательства Китая с требованиями Соглашения ТРИПС. Сегодня, впрочем, уровень пиратства оптических носителей в Китае остается на высоком уровне, страна продолжает быть центром производства и распространения контрафактных экземпляров компьютерных программ, книг и т.п. [10].

Украина

США оказывает на Украину серьезное влияние. Отметим основные этапы такого

давления:

1. 30 апреля 1999 в докладе Офиса Торгового представителя США впервые отмечается, что Украина вытеснила Болгарию как страна, представляет наибольшую угрозу промышленности музыкальных компакт в Европе. В информации агентства "Рейтер" от 11 июня 1999 г. отмечалось:

"Восточноевропейские експортерипираты, которые обычно связаны с организованными преступными группировками, переместили свои операции в Украине, которая сейчас считается самой проблемной территорией в Европе". Такая оценка привела к переводу Украина в список "пристального наблюдения", который состоит ОТП США согласно положениям соответствующих законов.

2. 5 июня 2000 в ходе визита Президента США Б. Клинтона в Украину сторонами было согласовано Совместный план действий по борьбе с пиратством в области оптических носителей информации.

3. 13 марта 2001 Украина была внесена в раздел "Приоритетная иностранная страна" (Priority Foreign Country) "Список 301". (Впервые Украина начала фигурировать как нарушитель в отчете Офиса Торгового представителя по 1998 год).

4. 7 августа 2001 правительство США приняло решение о приостановлении специального статуса беспошлинной торговли с Украиной в связи с неспособностью Украины остановить незаконное производство оптических носителей информации, в частности, компакт дисков (CD, CDROM, DVD), а 24 августа реализовал это решение. ТП США заявил, что Украина является крупнейшим экспортером нелегальной оптической медиапродукции, в связи с чем американская промышленность испытывает ежегодных убытков в размере 200 млн. долларов.

5. 20 августа 2001 США объявили о своем намерении ввести санкции против Украины, учитывая нерешенность ней вопросы по совершенствованию законодательной базы в сферы охраны прав интеллектуальной собственности; США потребовали принятия Украины Закона "Об особенностях предпринимательской деятельности в сфере производства, экспорта и импорта дисков для лазерных систем считывания ".

Согласно вышеупомянутой Совместной программы действий по борьбе с "пиратством", которая была принята летом 2000 г. уполномоченными представителями Украины и США, американские чиновники неоднократно инициировали проведение проверок главных пидприемстввиробникив компакт с целью выявления производителей нелегальных экземпляров и применение определенных санкций к этим производителей, прекращения производства и распространения "пиратских" копий на мировом рынке. Постановлением Кабинета Министров Украины было утверждено положение о комиссии по организации проверок пидприемстввиробникив оптических дисков и порядка проведения этих проверок. Согласно Положению о комиссии было образовано рабочие группы, в состав которых вошли представители соответствующих министерств и ведомств, а также эксперты Международной федерации индустрии звукозаписи (IFPI), представители общественных организаций и Посольства США. Во время проверок рабочие группы получили полный доступ для осмотра и изучения всех производственных помещений, оборудования, сырья, материалов, готовой продукции и рабочей документации.

Посол США в Украине Карлос Паскуаль в феврале 2002 г. отметил:

"Наша цель покончить с пиратством, которое вредит легитимным украинским и иностранным инвесторам, а не закрывать украинские заводы по производству дисков или заставлять выводить их производство за пределы Украины" [11].

Как известно из опыта Болгарии и Китая, методика вывоз пиратских производств на территории других государств не оправдала себя. Заводы по производству пиратских компакт были перенесены в Гонконг, откуда позже незаконное производство переместилось в Макао. В Болгарии все заводы по производству компакт дисков были закрыты в течение недели на этом настаивал Президент страны взамен на обещание ускорение интеграции страны в ЕС. Все, кроме одного завода, были демонтированы и вывезены в Россию, Украину и другие страны, где борьба с пиратством велась в то время не так активно. Опыт Болгарии показывает, что такая методика без создания собственников, заинтересованных в продаже лицензионной продукции, ведет лишь к миграции "пиратских" производств. Прослеживается закономерность: когда правительство страны начинает оказывать давление на нарушителей прав интеллектуальной собственности, они разворачивают свою деятельность в другой.

Сегодня Украину обвиняют в том, что в ней производится наибольшее количество контрафактной продукции в Европе. Недавно производственная мощность выпуска музыкальных и компьютерных компакт в Украине оценивалась в 5070 млн. дисков в год при внутреннем потреблении в 58 млн. дисков. Украинское правительство, однако, не соглашался с такими цифрами. В феврале 2002 г. Президент Л.Д. Кучма заявил, что из 67 заводов, которые осуществляли производство компакт, осталось две линии, в связи с чем "Украина не имеет мощностей для продажи пиратских дисков в Европу, в чем ее обвиняют" [12].

6) В отчете Офиса Торгового представителя США за 2003 год отмечалось, что Украина остается "Приоритетной иностранной страной", то есть в списке наиболее серьезных нарушителей в сфере интеллектуальной собственности, деятельность которой по производству пиратской аудиовизуальной продукции влечет наибольший вред владельцам этих прав в других странах, а потому остается предметом расследований и установления санкций. Кроме Украины, в список самых серьезных нарушителей занесено Аргентину, Бразилию, Доминиканскую республику, ЕС, Египет, Израиль, Индию, Индонезию, Колумбию, Ливан, Россию, Тайвань, Венгрию, Уругвай и Филиппины. В отчете подчеркивалось, что "неспособность Украины обеспечить адекватную охрану прав интеллектуальной собственности серьезно подрывает ее попытки развить торговлю и привлечь инвестиции, а также мешает вступлению в ВТО" [13]. Торговый представитель США Р. Зьолик заявил:

"Мы очень обеспокоены отсутствием прогресса в Украине в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Правительство Соединенных Штатов продолжает контролировать ситуацию в Украине и принимать необходимые меры борьбы с пиратством, а также принимать необходимые законы и подзаконные акты в сфере интеллектуальной собственности" [14].

Мероприятия регионального и многостороннего воздействия

Мировой рынок испытывает значительный ущерб от нарушений прав интеллектуальной собственности в отдельных странах. Негативное влияние на экономики других стран оказывает политика безразличия или даже заинтересованности правительств низким уровнем охраны прав интеллектуальной собственности. В условиях глобализации контрафактные товары, содержащие объекты прав интеллектуальной собственности, имеют свойство распространяться через мировые границы, создавая таким образом неблагоприятную ситуацию на рынке даже в странах, которые имеют эффективный режим охраны. Таким образом, даже при осуществления строгого контроля за нарушениями в сфере интеллектуальной собственности в США, американский рынок испытывает влияние иностранных производителей. Неотъемлемой предпосылкой успешной ситуации в области интеллектуальной собственности является сотрудничество всех стран мира в борьбе с пиратством.

Унифицируя охране прав интеллектуальной собственности, ТП США использует многосторонние договорные механизмы.

Соглашение ТРИПС, заключенное в 1994 г., является примером многостороннего

И договорного механизма, введенного усилиями США для | обеспечения глобальной охраны прав интеллектуальной собственности

Соглашение ТРИПС стала средством введения минимальных стандартов охраны прав интеллектуальной собственности среди странучастниц ВТО. Положения Соглашения ТРИПС требуют внесения державамиучасницямы необходимых изменений в национальных законов, а также устанавливают механизм разрешения споров между странами.

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) об авторском праве и Договор по исполнениям и фонограммам дополнил международную систему охраны интеллектуальной собственности.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) является генеральной торгового соглашения между Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами, которым устанавливаются общие положения внутреннего и международного режимов обеспечения прав интеллектуальной собственности. НАФТА провозгласила необходимость присоединения стран к важнейшим международным договорных институтов Парижской, Бернской, Женевской конвенций, а также в Союз защиты новых видов растений.

Конце данные последнего отчета Торгового представителя США о ситуации в области охраны прав интеллектуальной собственности. Как указано выше, Украина уже в течение двух лет определяется как страна с наиболее высоким уровнем нарушений в сфере интеллектуальной собственности. В "Список пристального наблюдения" 2003 г. отнесены Аргентину, Багамские острова, Бразилию, ЕС, Индию, Индонезию, Ливан, Филиппины, Польшу, Россию и Тайвань. Итак, в 2003 г. в число серьезных нарушителей присоединились Багамы и Польша. А Уругвай, Колумбия, Доминиканская республика, Египет, Венгрия и Израиль были перенесены из «Списка пристального наблюдения» в список менее строгого надзора так называемого «Списка наблюдения». Отчет отмечает, что пиратское производство товаров становится все более распространенным явлением во многих странах, в том числе в Китае, Парагвая, Польши, Филиппинах, России, Вьетнаме и Турции. К тому же, отмечено, что имеет место распространение пиратства в сети Интернет [15].

Как осуществлять борьбу с "пиратами" высоких технологий? Мы усовершенствовать законодательство, чтобы оно соответствовало требованиям времени и способно было эффективно функционировать в эпоху высоких технологий (сосредоточить внимание как на нормах гражданского законодательства, так и на уголовной ответственности). Мы должны быть уверены, что законодательство выполняется. Мы должны быть обеспеченными правовыми механизмами и материальными ресурсами для полного и эффективного обнаружения "пиратов" высоких технологий. Мы должны координировать деятельность государственных учреждений в сфере интеллектуальной собственности. И, наконец, мы должны осознать, что использование чьей-то защищенной интеллектуальной собственности неправомерным путем является кражей. Продвижение таким путем необходимо для построения цивилизованного правового общества и создание современной эффективной экономики.


Смотрите также:
 Еврокомиссия в 1998 г.
 Как обеспечить соблюдение авторских прав на компьютерные программы Microsoft ®
 Государственное регулирование информационных процессов
 Государственная информационная политика и ее правовое обеспечение
 В рамках работ по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС в 2004-2005

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: